Развитие навыков пианистической свободы и выразительности

Методическая разработка

2014г.
МБОУ ДОД ДМШ № 1 г.Волжский МБОУ ДОД  ДМШ № 15 г.Волгоград
И.В. Гаврилова

Профессиональный уровень исполнительского искусства в нашей стране едва ли не самый высокий в мире. Музыкальные исследования в трудах по фортепианной педагогике говорят о том, что обучать можно лишь тому, что знаешь сам. Исключительно большое внимание в моей работе занимает воспитание «творческой искренности»,тончайшего слухового внимания к качеству звука, красочному колориту и динамике в игре. С первых же занятий учимся извлекать «протяжный, тянущийся звук, в противоположность «молоточности» и «ударности», поэтому обязательно открываем крышку и знакомимся с механикой, устройством инструмента.

Исполнитель сможет найти нужные ему выразительные технические средства, если приобретёт, наряду с гибким музыкально- слуховым воображением,  чувство мышечной свободы. Ученик должен уметь свободно положить руки на клавиатуру, почувствовать их «тяжёлыми, глубоко погружающимися в клавиши, или лёгкими, «окрылёнными», которые легко «сдуть» с клавиатуры. Прикасаться к клавише мягкой подушечкой пальца (всей  или частью её, в зависимости от требуемого звука), при этом сохраняется чуткость осязания кончика пальца и достигается певучесть. Самое простое упражнение -«колечки» мы выполняем пальцами обеих  рук одновременно, как бы «здороваясь» попарно с первым пальчиком (1-2, 1-3, 1-4,1-5). С клавишей палец  должен обращаться так, как если бы он хотел получить отпечаток в воске. «Нужно брать клавишу так, как пожимают дружескую руку — тепло, с чувством»(А . Куллак).

Правильность осанки — одно из главных условий «неутомляемости» аппарата .  Поддержка нижних мышц регулирует вес руки, при котором по ним как- бы «течёт» звук из корпуса через пальцы в клавиши и струны. Исполнитель и инструмент становятся как- бы единым организмом. Хорошая опора на ноги, удобная посадка позволяют уже с первых уроков освоить  клавиатуру с помощью упражнения, которое мы назвали «ВСЕ МОЁ»: наклоняясь вперёд, широко раскидываем руки от самой нижней клавиши до самой верхней и как- бы  «собираем» (беззвучно) к середине клавиатуры, (спина возвращается в вертикальное положение), а затем «разгребаем» их по сторонам, наклоняясь. И так несколько раз. Эффективно выполнять наклоны всем корпусом влево и вправо, при этом обеими  руками тянуться то к самым нижним звукам, то к самым верхним, а также «проглаживать» клавиатуру обеими же руками сверху вниз и снизу вверх, спина идёт за руками. Что важно, эти движения  привычны, не вызывают затруднений, они удобны для ученика, помогают ему   снять ощущение зажатости и позволяют найти естественное положение рукам в любой октаве (локоть не прижимается к корпусу, выравнивается линия кисти и предплечья).

Для того, чтобы свободно ориентироваться в октавах на клавиатуре, очень полезны переносы обеих  рук поочерёдно и синхронно от середины в противоположные стороны ( по одноимённым клавишам: до-до-до…, ре-ре-ре…, ми-ми-ми…, фа-фа-фа…, соль-соль-соль…, ля-ля-ля…, си-си-си…),  конечно же помогает ненапряжённая спина, движения рук — плавные, точные, из корпуса, погружение в клавишу глубокое, » до дна».

Следующий этап — игра расходящихся гамм (до мажор по белым и хроматические от ре и соль-диеза), так же не вызывает сложности: руки подготовлены к игре в противоположном движении. Легато симметричной аппликатурой учимся выполнять точными пальцами (точность не только в смысле чистоты, но главное- качества звука), добиваясь «такой связности нот, чтобы нельзя было услышать удара пальцем, будто бы по клавишам провели смычком.»(Л.Бетховен).
Несколько принципов моей работы с учениками:

  • ничего не делать механически, формально, неосмысленно, равнодушно, что способствует развитию слухового внимания(аналогия с осмысленным прочтением книги)
  • вслушиваться в музыкальное произведение не «приблизительно», а на максимальной слуховой активности, всякое  «творческое действие» непременно довести до предела, возможного в данный период развития ученика.
  •   в  выборе репертуара руководствоваться интонационными особенностями произведения, нежели техническими трудностями. Предпочтение отдаётся ТЕХНИКЕ СЛУХА, а не технике пальцев

(Греческое слово «технэ» означает » искусство»).

Особое значение в воспитании придаю формированию фактурного слуха. В любой музыке (не только полифонической) требуется внимание к интонированию каждого голоса или подголоска. Басы- глубокие и густые — один из важнейших компонентов в работе над звуковой перспективой.  Я  готовлю учеников к тому, чтобы чтение с листа нового репертуара было полноценным, обязательно сразу обеими руками, так как считаю, что разбор отдельными руками создаёт в дальнейшем сложности, когда две горизонтальные мелодические линии с трудом соединяются в одно вертикально — гармоническое звучание. Но в дальнейшей работе совершенно необходимо разделение на партии каждой руки или голоса. Важно научить учеников слушать паузы ( несомненно, паузы и цезуры — это воздух,  ведь они зачастую боятся «пустых и ненужных» пауз).

Непременно определяем характер музыки, стиль, тональность, метроритм, движение, развитие фраз,  построений, частей, формы в целом, смысловое значение каждого знака, штриха. Необходимо разглядеть и ощутить аппликатурные приёмы. Важный момент — умение прочесть  «между строк» , услышать  «скрытые голоса» в казалось бы сухой и однообразной фактуре. «Постоянно направлять внимание ученика на то, насколько меняется окраска отдельного звука  в зависимости от способа, каким он взят, от использования тех или иных возможностей тела.» (Г.Гермер).

Не терплю серого монотонного звука, хочу, что бы мои ученики «писали» звуком, как  живописцы красками, извлекали не только тихие и громкие, но и тёмные, густые, мрачные, глубокие, прозрачные, яркие, светлые звуки.  Ф.М . Блуменфельд приводил своим ученикам замечательные слова Лопе де Вега:

Художник ночь изображает,
Хоть луч один он оставляет,
Чтоб эта ночь была видна».

Использованная литература:
1. Баренбойм Л.А.  Музыкальная педагогика и исполнительство.
2. Голубовская. Н.  О музыкальном исполнительстве.
3. Журнал «Советская музыка» №7 1983г.
4. Б. Милич. Воспитание ученика-пианиста.
5. К.А. Мартинсен. Индивидуальная фортепианная техника.
6. Шмидт-Шкловская А.  О воспитании пианистических навыков.