Версия для слабовидящих: Вкл Выкл

Обучение по всем общеобразовательным программам проводится в очной форме.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В 2017- 2018 учебном  году  в  МБУДО ДМШ № 1

       Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие "дополнительные общеобразовательные программы", которые подразделяются на предпрофессиональные и общеразвивающие (пункт 1 части 4 статьи 12 и пункт 1 части 2 статьи 83). Общеразвивающие программы в области искусств должны способствовать эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию (часть 1 статьи 83). Общеразвивающие программы в области искусств разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно (часть 5 статьи 12) с учетом кадрового потенциала и материально-технических условий образовательного учреждения.
       В 2017-2018 учебном году прием в МБУДО  ДМШ № 1 в 1 класс осуществляется по предпрофессиональным (специальность «Фортепиано») и общеразвивающим (специальность «Фортепиано», «Скрипка», «Ударные, духовые инструменты», «Гитара», «Домра, балалайка», «Вокал», «Баян, аккордеон», "Гусли") программам.
     

1. ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ  (8,5 - ЛЕТНИЙ СРОК ОБУЧЕНИЯ)
Федеральным законом № 273-ФЗ предусмотрена реализация в детских школах искусств дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Основная цель данных программ – приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков.
Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.

С целью сохранения и развития детских школ искусств Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает:
        • реализацию в ДШИ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с установленными к ним федеральными       государственными требованиями;
        • выдачу выпускникам детских школ искусств документа установленного образца об окончании обучения;
        • полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансированию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, реализуемых в муниципальных детских школах искусств.

Образовательные программы в области искусств разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно на основании федеральных государственных требований, установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации (далее по тексту – ФГТ).
Образовательные программы в области искусств должны определять содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом:
        • обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств;
        • сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Образовательные программы в области искусств должны быть ориентированы на:
        • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
        • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
        • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
        • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
        • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;
        • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата;
        • выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства в раннем возрасте и подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства.
Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности должны обеспечиваться созданием в образовательном учреждении комфортной, развивающей образовательной среды, включающей:

       • организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений и др.);
       • организацию посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
       • организацию творческой и культурно-просветительной деятельности совместно с другими образовательными учреждениями, в том числе среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;
       • использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития;
       • эффективную самостоятельную работу обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
       • построение содержания образовательной программы в области искусств с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных социально-культурных особенностей субъекта Российской Федерации;
       • эффективное управление образовательным учреждением.

Образовательное учреждение объявляет прием детей для обучения по образовательным программам в области искусств только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим образовательным программам.

В 1 класс проводится прием детей в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет (8-летний срок обучения) или от десяти до двенадцати лет (5-летний срок обучения).
В образовательном учреждении учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиками учебного процесса и учебными планами. Перенос сроков начала учебного года более чем на десять календарных дней осуществляется в исключительных случаях по решению учредителя.

При реализации образовательных программ в области искусств продолжительность учебного года с первого класса по класс, предшествующий выпускному классу, составляет 39 недель, в выпускном классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели (за исключением образовательной программы со сроком обучения 5 лет), со второго класса (при сроке обучения 5 лет- с первого класса) по выпускной класс – 33 недели.
При реализации образовательных программ в области искусств продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу, определяется уставом образовательного учреждения и составляет 40 минут.

В образовательном учреждении могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок (контрольный урок), прослушивание, зачет (технический зачет), репетиция, академический концерт, контрольная работа, практическое занятие.
Отводимое для внеаудиторной работы время может быть использовано на выполнение обучающимися домашнего задания, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительной деятельности образовательного учреждения, предусмотренных программой творческой и культурно-просветительной деятельности образовательного учреждения.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими материалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся является локальным нормативным актом образовательного учреждения, который утверждается его руководителем.
В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году рекомендуется устанавливать не более четырех экзаменов и шести зачетов.

При реализации образовательных программ в области искусств перевод обучающегося из класса в класс по итогам весенне-летней промежуточной аттестации осуществляется на основании решения педагогического совета образовательного учреждения о возможности дальнейшего освоения обучающимся образовательной программы в области искусств с учетом его творческого развития и, в случае необходимости, физических данных. Принятое решение оформляется соответствующим приказом руководителя образовательного учреждения.

В случае принятия решения о невозможности продолжения обучения по причине недостаточности творческих способностей и (или) физического развития обучающегося, образовательное учреждение обязано проинформировать о данном решении родителей (законных представителей) обучающегося и обеспечить его перевод на другую реализующуюся в образовательном учреждении образовательную программу в области искусств, либо предоставить возможность повторного обучения в соответствующем классе.

По решению педагогического совета образовательного за неоднократно совершенные нарушения устава допускается отчисление обучающегося из образовательного учреждения. Отчисление обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения. Образовательное учреждение обязано в течение двух недель проинформировать родителей (законных представителей) обучающегося об отчислении обучающегося из образовательного учреждения. Отчисление обучающихся по инициативе образовательного учреждения во время их болезни или каникул не допускается.
Обучающиеся имеют право на восстановление в образовательном учреждении при наличии в нем вакантных мест.
Формы текущего контроля (контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты и пр.), а также формы промежуточной аттестации (контрольные уроки, зачеты и экзамены, проводимые в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, прослушивания, письменных работ и устных опросов) указываются в программе учебного предмета по разделам или темам учебного предмета.
Содержание текущего контроля знаний, умений и навыков, содержание промежуточной аттестации, условия их проведения отражаются в программе учебного предмета.
В соответствии с ФГТ образовательным учреждением разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
В случае, если ФГТ по учебному предмету предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, требования к ее содержанию определяются на основании соответствующих ФГТ и должны быть отражены либо в программе учебного предмета, либо в ином документе (локальном нормативном акте), который разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно.

2. ОБШЕРАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ  (5- ЛЕТНИЙ СРОК ОБУЧЕНИЯ)
Общеразвивающие программы в области искусств основываются на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивают развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
При разработке и реализации общеразвивающих программ в области искусств учитывается занятость детей в общеобразовательных школах, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.

С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающих программ составляет 5 лет для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно.
По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается Учреждением самостоятельно.
В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году устанавливается не более четырех зачетов. Проведение промежуточной аттестации в форме экзаменов при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств не рекомендуется.

В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации Учреждение использует зачеты, контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, технические зачеты, концертные выступления (академические концерты). Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна способствовать:
      • формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
      • воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
С этой целью содержание общеразвивающих программ в области искусств должно основываться на реализации учебных предметов как в области художественно-творческой деятельности, так и в области историко-теоретических знаний об искусстве.

Рабочие учебные планы группируются по следующим предметным областям:
     • учебные предметы исполнительской подготовки;
     • учебные предметы историко-теоретической подготовки;
     • предметы по выбору.

Содержание учебных предметов направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в области музыкального искусства.

Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
     • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);
     • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
     • умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
     • навыков публичных выступлений;
     • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
в области историко-теоретической подготовки:
     • первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
     • знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
     • знаний основ музыкальной грамоты;
     • знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
     • знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
Приобщение подрастающего поколения к музыкальному искусству, постижение основ музыкального искусства требует предусматривать при реализации общеразвивающих программ аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия могут проводиться по группам (групповые и мелкогрупповые занятия) и индивидуально.
Количество обучающихся при групповой форме занятий (хор) - от 11 человек, мелкогрупповой форме (сольфеджио, слушание музыки) - от 4-х до 10 человек, при этом такие учебные предметы, как "Ансамбль" проводятся в мелкогрупповой форме от 2-х человек.

Продолжительность академического часа устанавливается уставом Учреждения и составляет 40 минут.

Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется Учреждением самостоятельно с учетом параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и среднего общего образования).

При реализации общеразвивающих программ в области музыкального искусства финансирования работы концертмейстеров производится из расчета до 100 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по соответствующим учебным предметам.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

 С 2014-2015г. прием на обучение по программам художественно-эстетической направленности не производится.

 В целях обеспечения прав учащихся  МБУДО ДМШ № 1, осваивающих дополнительные  общеобразовательные программы художественно-эстетической направленности, на полноту освоения данных программ, выполнения норм  статьи 4 Гражданского кодекса  Российской Федерации, а также в целях приведения содержания образования  в соответствие  с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", дополнительные общеобразовательные программы художественно-эстетической направленности переименованы в  дополнительные общеразвивающие программы в области искусств при сохранении содержания и сроков обучения (учебных планов) (учащиеся 5-7 (8) классов (7 (8)-летний срок обучения) и учащиеся 5-5 (6) классов (5 (6)-летний срок обучения) (приказ по МБУДО ДМШ № 1 №47 от 23.05.2016г.).

Учреждение реализует общерезвивающиеся программы с 7 (8)*-летнем и 5 (6)*-летнем сроком обучения по  следующим направлениям:
      • фортепиано, синтезатор, скрипка, баян, аккордеон, домра, труба, ксилофон, малый барабан, флейта, саксофон, гитара, сольное пение, вокальный ансамбль, сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки, хоровое пение, общее фортепиано, скрипичные ансамбли, ансамбль (эстрадная специализация), ансамбль баянистов и аккордеонистов, ансамбль духовых инструментов, фортепианный ансамбль, аккомпанемент, ансамбль домристов; фольклор, эстрадные инструменты, эстрадный вокал.

* В VIII ( VI) класс по решению дирекции, педсовета, зачисляются обучающиеся, проявившие способности и склонность к продолжению профессионального образования.

Формы и сроки освоения дополнительных общеразвивающих программ  устанавливаются Учреждением самостоятельно.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых Учреждением, разрабатывается и принимается Учреждением самостоятельно и утверждается педагогическим советом Учреждения, в том числе,  на основе рекомендованных примерных учебных планов и образовательных программ.

Порядок и формы проведения итоговой аттестации лиц, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам, определяются Учреждением самостоятельно.

Продолжительность каникул при обучении по дополнительным общеразвивающим программам – 30 календарных дней, летом – 3 месяца (с 1 июня по 31 августа).